Еще вчера ваш малыш беспрекословно слушался вас, а сегодня качает права и, словно специально, выводит вас из себя? Скорее всего, ребенок переступил черту одного из детских кризисов. Малыш растет, а вместе с ним растет его любопытство ко всему, что его окружает. Не всегда детские эксперименты находят в ответ шквал положительных эмоций. Первые шаги, согласитесь, вызывали куда больше радости, чем разбитый сервиз и разрисованные обои.
Как прекрасен этот мир
Кризис одного года – первый, и поэтому самый неожиданный. Совсем недавно ребенок научился ходить, а теперь тщательно исследует все, что попадается на пути: двери, которые можно с размахом захлопывать, скатерть с бахромой, за которую так хочется дернуть. Правда, маме почему-то не нравится, когда со стола с грохотом сыплются чашки, разлетаясь на мелкие осколки. Разбросанные по всей комнате игрушки, опустевшие комоды и шкафы, содержимое которых в беспорядке разбросано по полу.
Родители (как правило, матери), обессилев от ежеминутного контроля, иногда отказываются понимать причины такого поведения. Не спешите повышать голос и раздражаться! По-настоящему беспокоиться стоит, если ребенок не проявляет интереса к многогранному окружающему его миру. Поймите, он видит все это впервые. Его желание испытать реальность буквально "на зубок" – естественно.
— Пока ребенок не умеет говорить, о его развитии можно судить, наблюдая за его психомоторными навыками, — говорит детский психолог Алена Большакова. – Годовалый малыш уже умеет приседать, пытается ходить, желает постоянно находиться в центре внимания. Он начинает осознавать свою социальную роль, понимает, что это – мама. Пока она рядом, ему спокойно и легко, а незнакомая обстановка выбивает его из колеи.
В таком возрасте ваше чадо стремится покорить все видимые вершины – кресла, столы, кровати. А вершины, макушек которых не видать (шкафы, серванты, фортепиано), так и хочется исследовать на прочность и вместимость. Поэтому стоит внимательно пройтись по комнате острым глазом охотника за приключениями. Взгляд обязательно остановится на какой-нибудь тумбе, куда вы и не додумаетесь заглянуть в поисках затаившегося малыша. Он не подозревает, какие мысли лезут вам в голову, пока вы ищете его.
Будьте внимательны к ребенку, давайте ему максимум своего участия. Позвольте познакомиться с миром, с его вкусом, цветом, выпуклостями и гладкостями. На данном этапе развития очень важно развивать координацию: ребенок со временем начнет представлять, к чему могут привести те или иные его действия.
Хочу, и баста!
Кризис трех лет носит другой характер. Ребенок уже знает, что ему «светит» за поступки, но упрямство на данном этапе преобладает. От мам и пап в первую очередь требуется здравый смысл и терпение. Много терпения.
На первый план начинает выходить социальная составляющая взросления. Главная цель и самый интересный процесс, занимающий сознание крохи – спор.
Если раньше решение о том, что сегодня будет на обед, принимал родитель, то теперь неизвестно, останется ли последнее слово за ним. Не каждая планерка на работе вызывает столько разногласий.
На данном этапе важно не ломать маленького упрямца, а попытаться понять, что своими требованиями и внезапными «хочу – не хочу» он не ставит цели вывести вас из себя. А продолжает познавать мир и испытывать его на прочность. В конкретном случае тестируются нервы родителей.
Главное, не потерять контакт с ребенком, не отдалиться от него, спрятавшись за ширму обиды. Не реагировать на капризы невозможно, да и не нужно их игнорировать. Научитесь быть снисходительнее, идти на компромисс, хотя зачастую это кажется просто немыслимым.
Пока что все вокруг для ребенка – игра, в которой ему хочется выигрывать. Это в будущем станет фундаментом для образования лидерских качеств, если не переборщить с потаканием, иначе маленький шалун через несколько лет превратится в неуправляемого деспота. Потому середину и назвали «золотой».
Первый звонок
Следующий переломный момент – первое сентября и первый класс. Уже сознательной, в каком-то смысле сложившейся, личности предстоит очередная ломка стереотипов. В одночасье меняется вся жизнь – появляется противное слово «надо», ранний подъем, дисциплина, строгие учителя. Ежедневный поход в школу представляется боевым сражением.
Хорошо, если новоиспеченный первоклашка общителен и быстро идет на контакт. Но и в этом случае не стоит сразу требовать от маленького ученика доставать с неба звезду и ломать зубы о пресловутый гранит науки. Таким отношением можно добиться разве что отвращения к учебе, что, несомненно, отразится на ее качестве.
На самом деле, редко какому родителю удается привить своему ребенку безусловную тягу к знаниям. Стресс от учебной нагрузки сопровождается не всегда легко складывающимися отношениями со сверстниками, учителями. Взрослые часто, сами того не подозревая, подливают масла в огонь, противопоставляя детей друг другу, сравнивая их успехи и неудачи, особенно вслух и при всех. Вот чего точно делать не стоит.
Постарайтесь объяснить ребенку значимость поступления в школу. Не нужно монотонных демагогий на тему «посмотри на Петрова, вот как надо учиться» или «я в твои годы был отличником». Конечно, должна присутствовать атмосфера здорового соперничества, но это, скорее, задача на будущее.
Первокласснику важно принятие взрослыми его нового статуса, чтобы старшие уважали его, были с ним на равных – ведь он уже не кто-то, а школьник! Если на этом этапе вам удастся не потерять близкий контакт со своим чадом, то и в будущем оно будет доверять вам все истории своих жизненных перипетий.