ЗАЧЕМ
Однажды на школьном дворе я обратила внимание на девочку лет эдак четырёх, которая 537377бегала кругами и повторяла нараспев: "Закрой рот! Что? - Закрой рот! Что? - Закрой рот! Что?" Вы можете сами додумать, почему именно эти слова повторяла девочка, но этот эпизод лишний раз напоминает нам о цепкости детской памяти . И доказывает, что именно мы, взрослые, отвечаем за то, что в головах у наших детей. Вместо этих обрывков фраз девочка могла бы напевать слова деткой песенки или отрывок стихотворения, которые развивали бы ее воображение, расширяли кругозор, пополняли словарный запас и улучшали дикцию.
Иногда дети дошкольного возраста в скучные моменты начинают что-то бормотать себе под нос, бессмысленное и беспощадное к слуху взрослого человека. Вот он, тот самый момент, когда ребенок просто нуждается в стихах и песнях, пословицах, поговорках, которые останутся с ним на всю жизнь. Они будут помогать человеку даже тогда, когда его родителей не будет рядом, - через них будут приходить образы и воспоминания. И мы можем превратить заучивание стихов в увлекательный процесс, который будет приятен обеим сторонам.
КАК
Есть на свете дети, которым нравится учить стихи, потому что у них это легко получается. Прочел один раз - и повторил на удивление и радость изумленной публики. Но большинство именно так и говорят: "У меня ГОРЕ - задали учить стих". Этот барьер негативного подхода легко преодолеть, во-первых, включившись в процесс и дав понять ребенку, что он не один будет страдать, а вы справитесь вместе, во-вторых, представив разучивание стихотворения в виде игры. Это переключит детское внимание с депрессивной необходимости что-то учить на позитивную возможность поиграть с родителями .
Игру на первом этапе можно условно назвать "Актеры театра и кино"
Расскажите ребенку о работе актеров, о том, что им приходится запоминать большие объемы текста, вживаться в роль и выполнять работу на сцене независимо от настроения и обстоятельств. Прочтите стихотворение вместе. Можно хором, можно по-очереди. Одну строчку читаете вы, одну строчку - ребенок. Или: сначала вы читаете текст с выражением, подчеркивающим смысл стихотворения, потом ребенок старается это повторить. Прочитав стихотворение вслух несколько раз от начала до конца, ребенок невольно запоминает не отдельные четверостишия, а видит, слышит и воспринимает стихотворение как единое смысловое целое.
Второй этап, игра "Художники"
Этот этап может потребовать подручных материалов в виде бумаги и карандашей. В стихотворении традиционно присутствуют какие-то персонажи, детали, события, которые можно и нужно вообразить. Скажите ребенку, что во время прочтения стишка вы не только слышите ритм и рифму, но у вас перед глазами встают картины того, о чем говорит поэт. Спросите, какие образы рисует его воображение. Объясните неизвестные ребенку слова, разберите смысл происходящего. Через такие микро уроки русского языка, истории, зоологии, географии и прочего ребенку становится понятнее мир вокруг него. Предложите ребенку позже нарисовать картинки к этому стихотворению. На случай, если ребенок спросит, что такое ритм и рифма, приводим пример:
"Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, тарам-парам,
На то оно и утро!"
и спрашиваем, как звали поэта, который сочинил этот шедевр (Вини-Пух). Тарам-парам - это ритм, а утро-мудро - это рифма. Хорошо запоминается любовь-морковь, день-пень, дальше дети сами включаются в процесс рифмовки. Скоро от разучивания стихов можно будет переходить к их созданию:)
Заключительный этап заучивания - "Мастера"
К этому моменту стихотворение уже прочитано раз 10, выверены интонации, уже четверостишия ложатся одно к одному, и только некоторые слова или связки четверостиший забываются от раза к разу. Выявите эти места. Объясните ребенку, что натолкнувшись на провал, не нужно стараться вспомнить, какие тут должны быть слова. Эти попытки только мешают заучивать стихи. Нужно сразу посмотреть в текст. И не стоит из-за этого начинать все с начала. Можно начать от предыдущей строки и продолжить до конца. Именно поэтому этап называется "Мастера", потому что настоящие специалисты своего дела - это не те, кто все-все-все знает, а тот, кто знает, где найти нужную информацию! Забылось - посмотрели в текст, повторили пару раз, - и снова в бой! Тем более что победа близка.
Самый приятный этап - "Отчетный концерт"
Подговорите родственников или даже соседей, то есть людей, не вовлеченных в процесс заучивания, потратить пару минут и приобщиться к прекрасному - послушать свежевыученное. И, каким бы не было это представление, - для ребенка важна похвала (да и для вас тоже!). Не скупитесь на слова. Успех повысит самооценку, и в следующий раз вместо: "У меня горе - надо учить стих", вы услышите: "Стих задали учить - готовьтесь слушать!"
Автор: Марина Варенова
Источник : http://www.parenting.ru/razvitie-i-vosp … chit-stihi